Разделы сайта

Главная

Школьный травматизм

За последнее десятилетие в состоянии здоровья и патологии детей произошли существенные сдвиги: травмы и несчастные случаи стали занимать одно из первых мест в структуре причин смертности. Значительное число травм приводит к тяжелым осложнениям, подчас завершающимся инвалидностью, возникновению стойких функциональных нарушений, анатомических и косметических дефектов, которые в свою очередь обусловливают трудности в обучении, выборе профессии, социальной и личностной адаптации.


Слово “травма” происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.


Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный. Среди детского травматизма школьный стоит на третьем месте после бытового и уличного. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной  15%-20% всех детских травм. Чаще всего ребята получают травмы во время перемен, перед началом или же сразу после окончания занятий.


Вам, конечно, приходилось видеть детские потасовки: второклассники выбежали из школьных ворот смеются, толкаются, один ударяет другого портфелем по голове. Сотни таких эпизодов  проходят бесследно, и потому сложилось впечатление об их безобидности. Но нередко бывает, что привыкший к подобным потасовкам ученик не рассчитал тяжести портфеля силы размаха и дело дошло до сотрясения мозга. А сколько травм происходит из-за, казалось бы, невинной подножки! Упал с размаху на жесткую поверхность, ударился об угол подоконника, о батарею отопления — и в результате сильный ушиб головы, вывих плечевого сустава, перелом голени.
       
В большинстве случаев школьники травмируются в результате:

- нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;
- на уроках физкультуры;
- вследствие нарушения правил поведения в спортзалах или спортивных площадках;
- в результате бесконтрольности со стороны педагогов;
- в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.
    
Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактике нужно учитывать три периода в жизни школьника: младший школьный возраст (7-10 лет), средний (11-14) и старший (14-16). Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития детей.
     
Дети младшего школьного возраста (7—10 лет) только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Любознательность, стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе тормозных процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям. Кроме того, у детей этого возраста большое место в жизни занимают игры, в основном подвижные, коллективные, включающие соревновательный момент, сложные положения, из которых надо найти выход. Все это привносит в игры эмоционально-аффективный фактор, делает их травмоопасными. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Приведем пример : Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.


Опасность поджидает детей при игре с острыми предметами. Ребята выясняют отношения с помощью «фехтования» различными предметами (палки, пеналы, ручки и т.д.), другие любят стрелять: Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.
      
У детей 11—14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е переход от детского возраста к юношескому. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, волевые качества. Дети способны лучше усваивать, обобщать и мыслить нестандартно. Наибольшее развитие этих качеств достигается в возрасте 15-17 лет. Травмы обусловлены их большей социальной активностью, связаны с мотивационным уровнем поведения. Детям кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, всё познали. Появляется повышенный интерес к героизму, всякого рода приключениям. В отличие от младших школьников в этой группе значительный удельный вес приобретают травмы спортивные; это вызвано желанием подростков показать своим товарищам достижение в силе, беге, ловкости, выносливости и т. д. Однако и в этом возрасте отмечаются повреждения, полученные во время игр.
      
Медицинские работники школ, проводя полный учет травм с выяснением места происшествия, причин и обстоятельств их возникновения, имеют возможность оценить эпидемиологическую картину травматизма в школе. На основании этого и должна строиться профилактическая работа конкретно в каждой школе.

В целом предусматриваются предупредительные мероприятия:

— обеспечение травмобезопасности окружающей обстановки в школе (защищенные батареи, незахламленные лестницы, переходы, достаточная освещенность и пр.);
— организация отдыха, контроль за поведением учащихся во время перемен;
— неукоснительное соблюдение техники безопасности на уроках физики, химии, трудового   воспитания;
— нравственное воспитание учащихся — формирование у них гуманности, этических   норм   поведения;
— гигиеническое воспитание учащихся;
— организация досуга учащихся во внеучебное время;
— воспитательная и санитарно-просветительная работа с родителями.

Профилактика травм на уроках физкультуры предусматривает устранение причин, их вызывающих. Для этого необходимы:

— оснащение спортивных залов исправным и соответствующим возрасту учащихся оборудованием и инвентарем;
— строгий санитарный надзор за местами проведения занятий;
— повышение дисциплины учащихся во время занятий;
— тщательный медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся;
— контроль за квалификацией преподавателей по физическому воспитанию.

Необходимо не реже 2 раз в год на педсоветах рассматривать состояние школьного травматизма. Профилактическую работу следует вести систематически, но особенно активно — в начале учебного года, после каникул.


Для повышения медико-гигиенических знаний у родителей можно проводить лекции и беседы во время родительских собраний, организовать цикл занятий по теме университета здоровья, в программу которых входят вопросы воспитания детей, особенностей детского травматизма, оказания  первой   помощи   при   травмах.

И.о. заведующий ОГДиП врач-гигиенист
Центра гигиены и эпидемиологии
Московского района г. Минска     Помиленок Кирилл Юрьевич