Экспериментальная деятельность

государственное учреждение образования 

«Вспомогательная школа-интернат № 11 г. Минска»




 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ 

школы будущих первоклассников «На раз в первый класс!»

подготовки к обучению во вспомогательной школе 

детей с аутистическими нарушениями




Разработчики:

Собканюк Елена Сергеевна, учитель

Солонович Ольга Викторовна, учитель

Петрученя Ирина Константиновна, учитель



Минск, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психическое развитие детей с аутистическими нарушениями не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большей степени как средство аутостимуляции, средство ограничения взаимодействия со средой и другими людьми. 

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмысливать простейших причинно-следственных связей обыденной жизни. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Такому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей знания и даже уже выработанные умения плохо реализуются в жизни. Передача таким детям социального опыта представляет особенную трудность. 

Для детей с аутистическими нарушениями в период подготовки к школьному обучению необходимо соблюдение индивидуального подхода и создание специальных условий:

возможность постепенного и (или) индивидуально дозированного введения ребёнка в процесс обучения в классе. Посещение занятий должно быть регулярным, но с учётом возможностейребёнка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания к ситуации обучения в классе ребёнок должен полностью включится в процесс обучения; 

готовность педагогов к бытовой беспомощности и (или) медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что ребёнок не умеет задать вопрос, возразить, обратиться за помощью; 

развитие навыков альтернативной коммуникации: формирование умения обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ и т.д.; 

возможность обеспечения персональным сопровождением всего процесса пребывания ребенка в школе (поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации); 

отработка форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания; 

создание четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры учебных и коррекционных занятий и всего пребывания ребёнка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации; 

преодоление фрагментарности представлений об окружающем, отработке на практике применения средств коммуникации, социально-бытовых навыков; 

работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального (крайне неполного и фрагментарного) жизненного опыта ребёнка; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;   

работа по упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений, недопущение их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

специальная организация свободного времени (перемен), с целью вовлечения ребёнка в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;

создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченность и предсказуемость происходящего;

установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребёнком, поддержание в нем уверенности в том, что он успешен на занятиях, его принимают, ему симпатизируют.

Целью данной программы является содействие успешной адаптации детей с аутистическими нарушениями к обучению во вспомогательной школе.

Задачами реализации программы являются:  

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями детей с аутистическими нарушениями;

развитие жизненной компетенции детей на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, формирование коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта;

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

овладение комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности.

В основу формирования образовательной программы по подготовке детей с аутистическими нарушениями к обучению во вспомогательной школе положены следующие принципы:

создание условий для возникновения у детей положительных эмоций в процессе осуществления деятельности;

осуществление работы в «зоне ближайшего развития»;

стимулирование познавательной активности детей на занятии, создание условий для достижения результатов;

использование разного по содержанию материала; 

учёт роли целенаправленной двигательной активности у детей;

реализация «принципа спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями, способами деятельности;

изменение способа выполнения определённой деятельности;

изменение меры помощи;

стимулирование детей к оречевлению (осознанию) цели, программы и результата деятельности;

опора на жизненный опыт детей; организации неоднократного выполнения деятельности для достижения эффекта и др. 

Вследствие крайней неоднородности состава детей с аутистическими нарушениями диапазон различий в требуемом уровне и содержании их образования должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями каждого ребёнка. Даже наиболее «благополучные» дети с аутистическими нарушениями нуждаются в специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей. 

Данная программа рассчитана на детей с аутистическими нарушениями старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.   

Реализация программы предусмотрена за пять месяцев (второе полугодие учебного года): с января по май в объеме 40 учебных часов (два часа в неделю; на каникулах занятия проводятся). Занятие длится 35 минут; 15 минут – «организованная перемена» (подвижные игры, кинезиологическая гимнастика, релаксация, музыкальные разминки и др.); 10 минут – консультация законных представителей. 

Основная форма организации деятельности – учебное занятие. Наполняемость группы до 6 человек.  

Проведение занятий предполагает специальное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, в котором предусмотрены меры безопасности для обучающихся, создана адаптивная образовательная среда с особой организацией пространства и визуализацией времени.

Занятия должны иметь повторяющуюся структуру, чёткую организацию, ритуалы, алгоритмы. 

Примерная структура учебного занятия

для детей с аутистическими нарушениями

  1. Организационный этап (примерно 1,5 минуты)

Положительный эмоциональный настрой на работу. 

Привлечение интереса к предстоящей деятельности.

Зрительная гимнастика. 

  1. Вводный этап (примерно 2 минуты)

Активизация психической деятельности. 

Актуализация знаний и представлений. 

Планирование предстоящей работы.  

  1. Основной этап (30 мин.)

Реализация поставленных задач. 

Физкультминутка.

Закрепление формирующейся программы действий.

Выявление состояния сформированности изучаемых знаний, умений, навыков.

  1. Заключительный этап (примерно 1,5 минуты)

Анализ деятельности и поведения детей (рефлексия).

Снятие психомышечного напряжения (релаксация).

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную, предметно-практическую деятельность и т.д. в процессе преимущественно совместной деятельности. 

Во время обучения по программе подготовки к школе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу детей. 

На протяжении всего обучения за поведением, достижениями и неудачами учащихся ведётся наблюдение, результаты которого фиксируются в дневник.

Результатами реализации программы по подготовке детей с аутистическими нарушениями к обучению во вспомогательной школе должны стать:

установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми, желание и возможность вступать в разнообразную коммуникацию, получать информацию;

развитие жизненного опыта ребёнка, осмысление повседневных ситуаций, достижение возможности совершать выбор и выстраивать порядок и план действий;

развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них; 

формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о правилах и нормах поведения;

продвижение в овладении социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; 

продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливая просьба или отказ);

помощь в осмыслении временно-пространственной организации (продвижение в преодолении фрагментарности восприятия).

Центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

                   СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Знакомство. Первичная диагностика: наблюдение. Формирование эмоционального контакта с педагогом, побуждение к целенаправленной активности (игры типа «Хоровод», «Догонялки»).

Ориентировка в классе. Пространство кабинета. Зоны класса: учебная, игровая, релаксационная. Своё рабочее место.

Выражение своих потребностей. Путь «Класс – туалет». Пиктограммы (жесты) «Туалет», «Класс». Пиктограммы (жесты) «Пить», «Кушать». Сигнал (пиктограмма, жест, слово) «Стоп». Команда (жест) «Дай», «Возьми», «На».

Выражение своего состояния. Сообщение о болевых, дискомфортных ощущениях. 

Установление контакта. Реагирование на своё имя. Узнавание педагога. Узнавание одноклассников. Установление тактильного контакта (восприятие предмета на ощупь; возможность работать «рука в руке»; принять помощь, похвалу – поглаживание; взять учителя/другого ребёнка за руку; совместные игры, деятельность). Останавливание взгляда на предмете (картинке). Слежение за движущимся предметом. Установление зрительного контакта (с педагогом, одноклассниками). Фиксирование взгляда на лице говорящего. Умение обратиться с просьбой, за помощью. 

Учебное поведение. Сигнал «Звонок». Пиктограммы (жесты) «Учиться», «Отдыхать». Пиктограмма (жест) «Поднятая рука». Правильная рабочая поза. Планирование работы. Расписание. Элементарные формы этикета (приветствие, прощание).

«Проучебные» навыки. Понимание простой инструкции. Выполнение действий по алгоритму, плану.

Организация рабочего места. Школьные принадлежности (узнавание, назначение). Правильное удерживание письменных принадлежностей. Нажим карандаша, ручки. Развитие графических навыков. Обведение по контуру, по пунктирной линии, соединение двух точек, разукрашивание, штриховка в разных направлениях карандашом, ручкой; обведение шаблона, трафарета. 

Ориентировка на листе бумаги. Работа с ножницами. Резание по прямой, кривой линии, вырезание по контуру.

Работа с клеящим карандашом. 

Работа с книгой. Открывание, закрывание книги. Перелистывание страниц. Умение слушать, слышать. 

Рассматривание простого изображения. Соотнесение натурального предмета и изображения. Рассматривание сюжетного изображения. Рассматривание наложенных, зашумлённых, контурных изображений.

Работа с акварельными красками, гуашью (рисование пальцем, нетрадиционными приёмами, кисточками).

Работа с пластилином (разминание, растирание, скатывание шарика, колбаски).

Развитие мелкой моторики. Произвольные движения кистью руки, пальцами. Захват двумя пальцами. Нанизывание на шнурок, шнуровка, завязывание узелков.

Развитие речи. Создание условий для речевого подражания (в форме любых звуковых проявлений). Артикуляционная моторика. Правильный уклад гласных и согласных звуков. Речевое дыхание. Фонематический слух. Создание ситуаций, побуждающих ответную и инициативную речь.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства. Ориентировка в схеме собственного тела. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Взаиморасположение предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. 

Развитие мыслительных операций. Нахождение отличительных признаков и общих признаков предметов (выбор из двух). Нахождение «лишнего» предмета, картинки. Обобщение.  Решение проблемной ситуации. Выполнение действий в ситуации выбора.

«Проучебные» навыки. Понимание простой инструкции. Выполнение действий по алгоритму, плану.

Организация рабочего места. Школьные принадлежности (узнавание, назначение). Правильное удерживание письменных принадлежностей. Нажим карандаша, ручки. Развитие графических навыков. Обведение по контуру, по пунктирной линии, соединение двух точек, разукрашивание, штриховка в разных направлениях карандашом, ручкой; обведение шаблона, трафарета. 

Ориентировка на листе бумаги. Работа с ножницами. Резание по прямой, кривой линии, вырезание по контуру.

Работа с клеящим карандашом. 

Работа с книгой. Открывание, закрывание книги. Перелистывание страниц. Умение слушать, слышать. 

Рассматривание простого изображения. Соотнесение натурального предмета и изображения. Рассматривание сюжетного изображения. Рассматривание наложенных, зашумлённых, контурных изображений.

Работа с акварельными красками, гуашью (рисование пальцем, нетрадиционными приёмами, кисточкой).

Работа с пластилином (разминание, растирание, скатывание шарика, колбаски).

Формирование сенсорных эталонов. Соотнесение, узнавание, различение, группировка. Цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). Размер (большой, маленький). Форма (круг, квадрат, треугольник). 

Формирование элементарных математических представлений. Выделение одного предмета. Различение, оценка предметных множеств: много – мало, много – один. Сравнение предметных множеств: понятия «Больше», «Меньше». 

 Коллективные формы взаимодействия. Сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Коллективная творческая работа (рисунок, поделка). 

Отчёт

о результатах экспериментальной деятельности

государственного учреждения образования

«Вспомогательная школа-интернат №11 г. Минска» 

Название проекта «Апробация норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам общего среднего и специального образования в контексте компетентностного подхода»

Учреждение, в котором осуществлялась экспериментальная деятельность: государственное учреждение образования «Вспомогательная школа-интернат №11 г. Минска»

Сроки проведения: 2019/2020 учебный год

Вид отчёта – промежуточный

Цели и задачи экспериментальной деятельности

Цель эксперимента – апробировать нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам специального образования в контексте компетентностного подхода и разработать рекомендации по их корректировке.

Задачи:

апробировать нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебным предметам математического, языкового, естественнонаучного, исторического циклов при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в контексте компетентностного подхода;

разработать рекомендации по корректировке норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам                                                                                                                                                    специального образования в контексте компетентностного подхода.

В состав участников эксперимента вошли:

  1. Каханович Л.Г., заместитель директора по учебной работе, руководитель рабочей группы
  2. Балацкая С.В., учитель русского языка и литературного чтения, высшая категория;
  3. Губарь О.Н., заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории Беларуси, высшая категория;
  4. Дума О.В., учитель русского языка и литературного чтения, высшая категория;
  5. Романова О.Л., учитель биологии, высшая категория;
  6. Тагаева С.И., учитель математики, высшая категория;
  7. Тарасюк Ж.И., учитель географии, математики, высшая категория;
  8. Якшук Л.И., руководитель методического объединения учителей 1-5х классов, учитель 5 «А» класса первого отделения, высшая категория;
  9. Бурак М.И., учитель 4 «А» класса первого отделения, первая категория.

Задействованы в эксперименте также были учащиеся 4-5х классов первого отделения в количестве 23 человек и учащиеся 6-10х классов первого отделения в количестве 57 человек.

Экспериментальная деятельность осуществлялась в соответствии с календарным планом. Специалистами школы посещены 2 семинара по организации экспериментальной деятельности в учреждении образования на базе МГИРО. 

Промежуточные результаты апробации норм оценки результатов учебной деятельности учащихся заслушивались на заседаниях методических объединений (ноябрь, январь, март) и педагогических советов (март).

В рамках эксперимента проводилась разъяснительная работа с законными представителями учащихся.

Данный вид экспериментальной деятельности представить в виде таблиц и схем не представляется возможным. Поэтому в приложении к отчёту предлагаются именно предложения по корректировке норм оценки результатов учебной деятельности учащихся.

В целом, применяя данные нормы оценки к учащимся вспомогательной школы-интерната, было отмечено снижение успеваемости по заявленным учебным предметам. При этом пришлось проводить дополнительную разъяснительную работу с законными представителями учащихся, результаты учебной деятельности которых их не устроили.

Предложения, внесённые участниками эксперимента, по корректировке норм оценок РУДов были обоснованы особенностями сегодняшнего контингента школы-интерната, сложности и сочетанности имеющихся у них заболеваний и психофизических особенностей.

Многие педагоги отметили, что при использовании данных норм оценки РУДов успеваемость учащихся школы не превысит 5-6 баллов, что скажется на общем показателе учебных достижений в учреждении, а также вызовет негодование законных представителей несовершеннолетних. 

Нами отмечается необходимость ограничения выполнения тестовых заданий наиболее упрощёнными (к примеру, по учебным предметам «География», «История Беларуси», «Биология»). 

При написании контрольных работ по учебным предметам «Математика», «Русский язык»: контрольное списывание не должно оцениваться не только в 1-2х классах, но и в третьем, контрольный устный счёт и вычисления – аналогично. Выставление двух оценок при проверке орфографической и пунктуационной грамотности в 3-5х классах нецелесообразно, так как по программе учащиеся изучают только оформление предложения на письме.

Необходимо изменить количество допускаемых ошибок (увеличить с учётом особенностей учащихся) в соотношении с конкретным баллом. В целом нами предлагается внести значительные изменения в оценку письменных работ. При этом учесть замечание участников эксперимента по вопросу отсутствия отражения разноуровневости усвоения учебного материала.

Имеет место несоответствие баллов (скорее технического плана) относительно количеству ошибок по учебному предмету «Русский язык» (это можно наблюдать в предложенной нам таблице). 

Отмечены случаи требований норм оценок за выполняемый вид работы, несоответствующие требованиям учебных программ по данному предмету. К примеру, «математический диктант» не предусмотрен учебной программой по учебному предмету «Математика» в 3-5х классах первого отделения.

Нами также предлагается внести в нормы оценок примерный объём диктантов и контрольных работ (количество слов, орфограмм, пунктограмм) и их количество в учебном году (так как в данном вопросе также есть несоответствие) с учётом класса (года обучения).

Большинство участников эксперимента пришли к выводу, что показатели норм оценок завышены относительно учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 

В целом, программа эксперимента была выполнена, выработаны предложения по изменению (корректировке и дополнению) норм оценки.

 

Меню раздела