Разделы сайта

Главная

Основные направления методики предподавания

Основные направления методики преподавания учебных предметов в 2018/2019 учебном году 

Аттестация учащихся   I и II классов осуществляется    на содержательно-оценочной основе, без выставления отметки.

В IIIIV классах результаты учебной деятельности учащихся при реализации образовательных программ специального образования оцениваются в баллах по 10-балльной шкале.

На содержательно-оценочной основе,    без выставления отметки   осуществляется аттестация учащихся   IIIIV классов  по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье”.

Важнейшими задачами содержания учебного предмета «Человек и мир» являются:

  • формирование знаний об особенностях развития природных процессов и явлений, о состоянии компонентов природы: воды, воздуха, горных пород и минералов, почв; месте и роли человека в окружающем мире;
  • формирование у учащихся понимания взаимосвязей в системе «природа – человек – общество»; навыков здорового образа жизни;
  • воспитание у учащихся положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде и самому себе как ее части; стремления действовать в соответствии с нормами экологической культуры; нравственного отношения ко всему живому; ответственности за свое поведе­ние в природе и обществе; уважения к труду как основе благосостояния общества.

Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года (выражается в выставлении отметки за год, как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года).

 Важнейшими задачами, реализуемыми  в процессе изучения учебного предмета «Элементы компьютерной грамоты», являются:

- формирование теоретических знаний и практических умений в области  информационных и коммуникационных технологий;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- формирование умений индивидуальной и коллективной работы;

- воспитание информационной культуры, ответственного отношения к соблюдению этических и нравственных норм при использовании  информационных и коммуникационных технологий.

При организации образовательного процесса по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» необходимо обращать внимание учащихся на соблюдение правил безопасного поведения в компьютерном классе. В классном журнале в начале каждой четверти учебного года делается запись «Правила безопасного поведения в компьютерном классе».

Организация учебных занятий по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» должна соответствовать санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования при работе с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительным машинами.

Продолжительность непрерывного времени с использованием компьютера не должна превышать на учебных занятиях по учебному предмету “Элементы компьютерной грамоты”: для учащихся VI-VII классов – 20 минут; VIII-IX классов – 25 минут; X классов – 40 минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять профилактические мероприятия.

Организация учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных организацией здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя учреждения образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры.

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ не допускаются.

Учебные занятия ”Час здоровья и спорта“ являются обязательными для всех учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования. Данные занятия  планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятия ”Час здоровья и спорта“ включается в учебную нагрузку учителя.

Учебный час, выделяемый на проведение ”Часа здоровья и спорта“, по согласованию с Министерством здравоохранения (письмо от 20.09.2012 №10-27/16-1284) не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе.

Учебное занятие ”Час здоровья и спорта“ в обязательном порядке вносится в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования.

На посещение учебного занятия ”Час здоровья и спорта“ заявления законных представителей учащихся не требуются. При проведении данного занятия в X, XI классах деление класса на группы (группу мальчиков и группу девочек) не осуществляется.

К проведению ”Часа здоровья и спорта“ предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“. При этомсохраняется тот же порядок разработки и утверждения документов планирования учебного материала. То есть у каждого учителя, который проводит в I – XI классах учебные занятия ”Час здоровья и спорта“, должны быть следующие документы по планированию учебного материала для данного занятия:

календарно-тематическое планирование;

планы-конспекты учебных занятий;

годовой план-график распределения учебного материала (для учителей, работающих в V-XI классах).

В связи с тем, что названные учебные занятия являются обязательными для посещения каждым учащимся, как и урок физической культуры, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, обязаны присутствовать на нем и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

По своему содержанию учебные занятия ”Час здоровья и спорта“ являются продолжением уроков физической культуры и тесно взаимосвязаны с ними общими задачами, средствами обучения, а такжеметодами организации занятий с учащимися. Поэтому при разработке планирования учебных занятий ”Час здоровья и спорта“ рекомендуется использовать:

В соответствии с Планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, утвержденным Главой Администрации Президента Республики Беларусь А.В.Кобяковым от 13.05.2013 №10/91, в ходе преподавания учебного предмета «Музыка» у обучающихся учреждений общего среднего образования необходимо сформировать умения исполнять Государственный гимн Республики Беларусь и правильно вести себя при его официальном исполнении.

Напоминаем, что в соответствии со статьями 12-14 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «О государственных символах Республики Беларусь» Государственный гимн Республики Беларусь исполняется:

при вступлении Президента Республики Беларусь в должность – после принесения им Присяги;

при открытии и закрытии сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний;

во время проведения церемоний встреч глав иностранных государств, парламентов и правительств иностранных государств, посещающих Республику Беларусь с официальными визитами;

при официальных церемониях возложения венков главами иностранных государств, парламентов и правительств;

при проведении воинских ритуалов – в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь;

при официальных церемониях во время спортивных соревнований на территории Республики Беларусь и за ее пределами – в соответствии с правилами организации этих соревнований.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

при открытии памятников, памятных знаков и иных сооружений, посвященных знаменательным событиям в жизни Республики Беларусь, в честь знаменитых государственных, политических, общественных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, искусства и культуры;

при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

Государственный гимн Республики Беларусь транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:

ежедневно в начале и перед окончанием вещания, а при круглосуточном вещании - в 6 часов и в 24 часа;

в новогоднюю ночь – после боя часов в 24 часа.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины - без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь при проведении Республикой Беларусь официальных мероприятий на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Республики Беларусь, законами, правилами и обычаями государства пребывания.

Обучение музыке в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Безотметочное обучение музыке осуществляется с целью:

— формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

— развития  креативности, самостоятельности, рефлексии;

— становления адекватной самооценки;

— формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена:

— спецификой учебного предмета «Музыка»;

— наличием существенных различий в уровне развития музыкальных способностей и музыкальной подготовки учащихся;

— преобладанием творческих видов деятельности и коллективных форм обучения на учебном занятии.

Обучение музыке на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

В процессе обучения музыке широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере музыкального искусства, а также достигнутый ими уровень музыкального развития. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов музыкально-художественной деятельности (слушания музыки, вокального и инструментального музицирования, пластического интонирования, сочинения, импровизации и др.).

При проведении учебных занятий по музыке рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении пения, игры на инструменте, импровизации, сочинения и др. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

В 2014/2015 учебном году обучение изобразительному искусству в I-IV классах осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок). Рекомендации по организации работы учреждений образования в период безотметочного обучения изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования»

Важнейшими задачами изучения учебного предмета «Трудовое обучение» являются:

— формирование теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности,основ графической и технологической грамотности,практических умений ведения домашнего хозяйства, навыков безопасных приёмов труда;

— развитие познавательных интересов, творческих способностей, коммуникативных умений, эстетического вкуса, конструкторских способностей, технического и художественного мышления учащихся в процессе различных видов деятельности;

— воспитание трудолюбия, культуры труда, сознательности, аккуратности, бережливости, инициативности, предприимчивости, ответственности за результаты своего труда, формирование ценностного отношения к культурным традициям нации.

Обучение математике в учреждениях  специального  образования ставит следующие цели:

  • овладение системой математических знаний, которые необходимы для применения в практической деятельности, для изучения других учебных предметов и продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,  необходимых для полноценной жизни в обществе
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
  • воспитание таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность, ответственность, самоконтроль.

Важнейшими задачами географического образования являются:

формирование представлений об особенностях природы, закономерностях размещения населения, его хозяйственной деятельности, географических процессах и явлениях;

развитие комплексного географического мышления, формирование объективных взглядов у учащихся на развитие природы и общества;

изучение системы природных, хозяйственных и социальных объектов и явлений в Беларуси;

развитие умений использовать различные источники информации о географических объектах и явлениях;работать с книгой, картографическими учебными изданиями, справочными материалами, краеведческими материалами, основанными на наблюдениях, электронными и иными источниками информации; оформлять результаты работы;

развитие навыков самостоятельной работы учащихся;

воспитание патриотизма и любви к природе, бережного отношения к национальным богатствам, уважения к культуре своей страны и культуре народов других стран.

Важнейшими задачами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

1)               обучение учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

2)               раскрытие системы знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

3)               привитие учащимся навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни.

Занятия по ОБЖ должны быть направлены на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Занятия рекомендуется вести в соответствии с очерёдностью разделов программы с учётом местных условий, возрастных особенностей учащихся, наличия материальной базы. В пределах отдельных   программы возможны перестановка тем и чередование теоретических и практических занятий.

Во всех классах при изучении тем о криминогенных опасностях необходимо изучать материал (или ряд сведений) о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов. При рассмотрении данных вопросов необходимо обратить внимание учащихся на способы сообщения о возможной угрозе террористического акта. Необходимо отработать алгоритм действий при получении информации об эвакуации.

При изучении вопросов профилактики утоплений следует обратить внимание на то, что несчастные случаи происходят не только по причине нарушения правил поведения на воде, но и из-за купания в необорудованных водоемах, а также из-за аварий плавательных средств. В последнее время большую популярность приобрел подводный спорт (дайвинг) и ныряние в маске. Неумение обращаться со снаряжением нередко заканчивается гибелью. Отдыхая на воде, необходимо соблюдать правила поведения и меры безопасности.

При изучении темы «Опасные привычки» особое внимание следует обратить на то, что главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания.

При проведении занятий следует учитывать тот факт, что неквалифицированная, неосторожная информация может сама возбудить нездоровый интерес и явиться причиной возникновения стремления попробовать действие наркотиков, занятия не должны содержать сведений о способах их получения и использования, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при употреблении.  При проведении занятий следует особо подчеркнуть, что наркотики являются «медленной смертью», и подробно раскрыть их пагубное действие на организм человека, социальные последствия употребления наркотиков, необходимость и возможность своевременного лечения, а также вопросы, связанные с правовыми аспектами проблемы наркомании.

Важное место при изучении ОБЖ необходимо уделить обучению практическим навыкам самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, ролевых и ситуационных игр, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций и т.д.

В течение учебного года рекомендуется провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.

При организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности домашние задания не предусмотрены.

В течение года должны быть проведены занятия с приглашением специалистов МВД, МЧС, а также медицинских работников.